На главную страницуНаписать письмо

Купить этот домен
О проекте
Новости
Обучение
Журнал ЭР
Библиотека
Вопросы и ответы
Разное
Поиск / карта сайта



Рассылка:

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Новости:

Россию начали стабилизировать
3 февраля 2004 г.
    Все новости

Российская «страховка на всякий случай», официально именуемая Стабилизационным фондом, начала пополняться наличностью. На минувшей неделе правительство определилось с правилами откладывания денег в эту государственную кубышку, а уже с 1 февраля в фонд были перечислены первые денежные средства. Причем в несколько большем, чем планировалось ранее, объеме. И, судя по прогнозам нефтяных аналитиков, наполнить фонд до запланированного объема в нынешнем году не представит особого труда.

Напомним, что Стабфонд официально появился с 1 января текущего года, когда вступили в силу положения главы 13.1 Бюджетного кодекса. В него зачисляются неизрасходованные остатки средств бюджета прошлого года, а также дополнительные доходы от таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, возникающие при превышении ценами на нефть уровня 20 долл. за баррель. Расходование этих средств возможно для финансирования бюджетного дефицита (если вдруг нефтяные цены упадут ниже отметки 20 долл. за баррель), а также на иные цели. Однако последнее может быть осуществлено, только когда размер Стабфонда превысит 500 млрд руб.

По планам Минфина, заданную массу фонд наберет через три года. Как сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, в конце 2004 г. объем Стабфонда планируется в размере 260 млрд руб., а к концу 2006 г. он достигнет 500 млрд руб. Но около четверти запланированной на текущий год суммы уже попало в «заначку».

Могло бы, кстати говоря, оказаться в ней и больше. Де-факто Стабфонд заменил финансовый резерв, который на 1 января 2004 г., по предварительным данным Минфина, составил 255 млрд руб. Однако финансовое ведомство при продвижении законопроекта постаралось максимально учесть собственные интересы. Так, за рамки Стабфонда были выведены средства, необходимые для финансирования кассовых разрывов бюджета. Ранее они учитывались в финансовом резерве, а их объем, кстати говоря, составляет 104,2 млрд руб., или более 4% годовых бюджетных расходов. Еще для 48,4 млрд руб. закон о бюджете установил «индивидуальные» направления расходования.

Как бы то ни было, формирование Стабилизационного фонда, призванного своеобразным образом захеджировать для российской казны риск неблагоприятного изменения конъюнктуры мирового нефтяного рынка, началось. Продолжится оно, судя по последним сводкам фискальных ведомств, также ударными темпами. Например, ГТК в январе перечислил в федеральный бюджет 60,36 млрд руб. Это на 6% больше, чем планировалось Минфином. Поскольку нефтяные цены весь прошедший месяц оставались намного выше прогнозов правительства, логично ожидать и дополнительных поступлений НДПИ.

Словом, наполняемость Стабилизационного фонда сомнений не вызывает . по крайней мере в текущем году. Зато многие экономисты сомневаются в самой необходимости существования такой страховки. Хотя разного рода фонды, аккумулирующие сверхдоходы от благоприятной нефтяной конъюнктуры, не редкость в мировой практике, свойственны они преимущественно «монокультурным» экономикам. Причем в таких странах нефтяные компании являются собственностью государства, а механизм изъятия дополнительной прибыли от высоких цен на нефть носит нефискальный характер.

На взгляд сенатора Андрея Вавилова, работавшего ранее замминистра финансов, альтернативой Стабилизационному фонду может быть гибкая политика по управлению государственным долгом. Например, телефонные опросы в годы благоприятной конъюнктуры нефтяного рынка можно тратить допдоходы на выкуп внешнедолговых обязательств России. Это позволит экономить на платежах в периоды снижения цен на нефть. В крайнем случае дефицит бюджета может финансироваться за счет долговых механизмов, что более соответствует общемировой практике.

Правда, судя по последним высказываниям Минфина, тема управления государственным долгом утратила для финансового ведомства актуальность. Соответствующая концепция, с большой помпой анонсированная пару лет назад, так и не была принята, а работа в этом направлении свелась к рутине . выверке бухгалтерских книг и списанию безнадежных долгов.

На обывательском уровне существование «заначек» (в их натуральном виде) вполне понятно и даже оправданно, хотя платой за их существование является упущенная выгода от размещения «заначенных» средств. Мировая экономическая практика последнего столетия создала и более совершенные, а главное, менее затратные механизмы страхования от нестабильности ценовой конъюнктуры. Беда лишь в том, что их использование требует высочайшего профессионализма и умения брать ответственность на себя. С последним в российском чиновничестве дела обстоят, увы, не очень.

Владимир Федорцов, РБК

Последние новости:


 

© 2003, ООО "Экспертиза рисков"