На главную страницуНаписать письмо

Купить этот домен
О проекте
Новости
Обучение
Журнал ЭР
Библиотека
Вопросы и ответы
Разное
Поиск / карта сайта



Рассылка:

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Риски потребительского кредитования

Уржумцев П.С.
project@riskland.ru

В последнее время наблюдается определенный бум в сфере потребительского кредитования. В этой связи можно напомнить некоторые важные моменты, которые должны быть определены кредитором до момента выхода на этот непростой рынок так называемых ритейловых (retail - розница) услуг. Основной проблемой ритейловых кредитных услуг является их массовый характер, иначе входить в эту сферу бизнеса достаточно бессмысленно. Массовость требует отработанной до мелочей технологии, иначе стремление к массовости просто выродится в "бег на месте" для кредитора и реальный бег по пересеченной местности в стране "Казуистика" для заемщика. Зачастую, в конце этого бесплодного марафона обе стороны смогут только лишь с некоторой долей оптимизма вспомнить один бородатый анекдот и сказать друг другу: "Не догнали, но согрелись".

Для ознакомления с опытом одного из заемщиков желающие могут обратиться к публикациям в прессе и Интернете. В качестве примера можно упомянуть статью "Потребительское кредитование глазами потребителя или что дороже - время или деньги" на сайте http://www.finnews.ru/. Содержание можно изложить в виде кратких ремарок: "Недавно у меня сломалась стиральная машина". Далее следует история обращения потенциального заемщика к двум банкам - "патриарху работы с физическими лицами (Сбербанк) и банку-первооткрывателю потребительского кредитования в новейшей России ("Русский Стандарт"). Поскольку первый предлагает меньшие процентные ставки по кредиту (22% годовых против 29%), я решил воспользоваться его предложением".

Опуская описание хлопот, можно сразу огласить первое резюме: "Все это означало, что полный срок от первого прихода в Сбербанк до первой стирки растягивается как минимум на месяц. И это при положительном решении вопроса о выдаче мне кредита".

Не утруждая читателя арифметическими выкладками, сразу огласим и второе резюме: "Русский Стандарт" декларирует ставку по кредиту на уровне 29% годовых. Это так и не так одновременно. Формально, в договоре действительно проставлена цифра 29. Но в следующей строчке договора написано, что ежемесячная комиссия за обслуживание кредита составляет 207,08 руб. А с учетом этой комиссии… процентная ставка по кредиту составляет 41,1% годовых".

Наконец, подводится итог: "…простой, понятной и не обременительной программы потребительского кредитования банки пока не создали. На сегодняшний день желающим получить потребительский кредит, придется выбирать из двух зол: для получения кредита с приемлемой процентной ставкой необходимо потратить очень много времени, а если этого времени нет или нет желания его тратить, придется согласиться на ростовщический процент".

А теперь возвратимся к предмету статьи. Одним из основных звеньев технологической цепочки кредитного ритейла является оценка рисков. Фактически речь должна идти о формализации процесса принятия решения в условиях неопределенности. А приведенный выше пример служит иллюстрацией сразу трех аспектов оценки риска при оказании ритейловых услуг:

  1. Так называемый классический подход при оценке кредитных рисков неприемлем с точки зрения массового потребителя и ведет к вырождению сути данного вида бизнеса для кредитора.
  2. Применение ростовщических процентных ставок является источником такого дополнительного вида риска как риск моральный (moral hazard). Ненадежный заемщик, уплачивая неадекватно высокие проценты, при наступлении тех или иных, неблагоприятных для него событий, склонен считать, что имеет некое моральное право не возвращать ссуду полностью или частично или перестать уплачивать проценты.
  3. Не следует упускать из виду также и проблему "неблагоприятного отбора" (adverse selection). В данном случае, источником является недифференцированность ценовых условий при предоставлении кредита. Все заемщики получают кредит по единым ставкам, которые отличаются только в зависимости от срока кредитования. Совершенно не дифференцируется рискованность заемщиков. Такие действия кредитора могут привести к накоплению в его портфеле "плохих" ссуд в связи с тем, что на условия "под одну гребенку" преимущественно соглашаются малоопытные заемщики, которые "сегодня, здесь и сейчас" решают свою задачу (получить деньги во что бы то ни стало) и зачастую склонны приукрашивать свою платежеспособность.

Следует отметить, что разумный компромисс может быть достигнут на пути комплексного подхода к оценке рисков, как основания для принятия решения о кредитовании. Этот подход должен включать в себя:

  • разработку автоматизированных скоринговых (см.ниже) методик, которые позволяют делегировать право принятия решения о предоставлении кредита на уровень кредитного инспектора, который оценивает качество заемщика по формальным задокументированным признакам и принимает решение на основании четко сформулированных критериев;
  • мониторинг, сбор и обработку статистических данных о результатах свершившихся "кредитных экспериментов" и корректировку статистической скоринговой модели на уровне подразделения, в компетенцию которого входят вопросы риск-менеджмента;
  • применение процентных ставок, которые вкупе с экономическим капиталом должны покрывать некоторый "пороговый" или акцептуемый уровень потерь (см.рисунок), который является предметом для принятия решений на уровне топ-менеджмента; естественно, что данный "порог" является результатом интегрированного управленческого решения, в котором должно быть учтено не только отношение менеджмента к рискам (в координатах "осторожность" и "склонность" к риску), но и условия той рыночной среды, которая окружает кредитора (речь идет о конкурентных рыночных ставках) и которую не учитывать просто нельзя;
  • поддержание адекватного собственного капитала кредитора, т.е. соблюдение принципа достаточности уровня так называемого экономического капитала (см.рисунок), который является определенным буфером в случае возникновения каких-либо драматических для кредитора потерь, превышающих ожидаемый уровень;

В заключение кратко коснемся сущности скорингового подхода при оценке кредитных рисков.

Скоринг представляет собой статистическую модель, с помощью которой, на основании анализа состоявшихся ранее кредитных "экспериментов", формируется один или несколько "триггерных" (пороговых) числовых уровней, с помощью которых потенциальные заемщики делятся на два или несколько классов (рейтингов).

В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных показателей (как качественных, так и количественных, например, финансовых коэффициентов или их конгломератов, а также доходов заемщика). В результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и кредитор имеет возможность упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

Интегральный показатель для каждого клиента сравнивается с некоторым числовым порогом. Если интегральный показатель превышает пороговое значение, то принимается положительное решение о предоставлении кредита. В противном случае кредитная заявка не удовлетворяется.

Входящие в оценку показатели, если рассматривать только кредитование физических лиц, можно разбить на несколько групп:

  • характеризующие правоспособность и дееспособность клиента (например, его возраст, гражданство, наличие регистрации по месту получения кредита, семейный статус, наличие иждивенцев и т.д., а также отсутствие каких-либо ограничений дееспособности);
  • характеризующие платежеспособность клиента (социальный статус, квалификация, наличие постоянного места работы или другого источника доходов, величина доходов, их регулярность, наличие автомобиля, квартиры, другой недвижимости);
  • характеризующие его этичность в деловых вопросах (наличие положительной кредитной истории, отсутствие судимости и прочее); при достаточной квалификации кредитного инспектора могут применяться также и субъективн-психологические характеристики, полученные в результате так называемого лай-контроля (lie - ложь [англ.]).

В качестве примера, который только лишь иллюстрирует возможный подход, приведем интуитивно понятный расчет величины возможной максимальной суммы кредита, которую можно предоставить заемщику со следующими характеристиками:

  • Ежемесячный доход семейной пары составляет 25.000 рублей;
  • Прожиточный минимум оценивается кредитором в сумме 4.000 рублей на человека в месяц;
  • В семье имеется один иждивенец;
  • Договор поручительства не заключается, т.е. кредит является необеспеченным и кредитор применяет коэффициент для снижения своего риска, равный 0,85;
  • Кредит испрашивается в сумме 100.000 рублей, сроком на год, по ставке 25% годовых.

Произведя несложные и не совсем точные расчеты (не будем забывать, что речь идет об определении приблизительной верхней границы размера кредита), получаем следующее неравенство:

[ (25.000 - 3 х 4.000) х 0,85 - 100.000 х 25% / 12 ] * 12 = 107,6 тыс.рублей > 100 тыс.рублей

Следовательно, кредит может быть предоставлен в испрашиваемой сумме.

Конечно же, это лишь иллюстрация к достаточно сложному вопросу. Существуют и более высокие теоретические уровни рассмотрения данной темы.



 

© 2003, ООО "Экспертиза рисков"