На главную страницуНаписать письмо

Купить этот домен
О проекте
Новости
Обучение
Журнал ЭР
Библиотека
Вопросы и ответы
Разное
Поиск / карта сайта



Рассылка:

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Специфика непрерывного образования малого бизнеса

Беляев Евгений Борисович
ООО "Экспертиза рисков", директор
ceo@riskland.ru

Доклад на научно-практической конференции
"Роль высшего образования в развитии малого и среднего бизнеса",
г. Архангельск, Международный "Институт управления",
Секция "Непрерывное образование
и успешность предпринимательской деятельности"
27 февраля 2003г.

Специфика непрерывного образования малого бизнеса

Переход российской экономики к рыночной форме поставил перед высшей школой ряд сложнейших задач в сфере подготовки специалистов. Необходимо было не только фундаментально перестроить многие учебные курсы, прежде всего - экономические и социальные, но и освоить подготовку специалистов по новым профессиям, внедрить новые формы в учебный процесс, соответствовать новому обществу. Нужно отметить, что речь идет о подготовке специалистов в новых для страны видах деятельности, где не было не только квалифицированных преподавателей, но даже опытных специалистов, до и самого опыта успешной деятельности.

На сегодняшний день, основы системы подготовки квалифицированных специалистов в РФ созданы. Отдавая должное вкладу в этот процесс зарубежных учебных заведений, следует признать и немалые достижения отечественных вузов. Немало и нареканий в адрес нашей высшей школы. Критики отмечают перекос подготовки специалистов в сторону теории, практическую неготовность выпускников к реальной работе, слабую связь вузов с субъектами современной российской экономики. Особенно остро эти недостатки проявляются в подготовке специалистов для малого и среднего бизнеса.

Уже сама постановка этого вопроса и темы настоящей конференции свидетельствуют об изменении отношения общества к малому бизнесу (МБ), о росте значения МБ для российской экономики и общества. Не будучи в плену формальной статистики и политиканства, россиянин уже привык покупать товары и услуги у субъектов МБ, искать в МБ рабочие места и признал МБ постоянной, неотъемлемой и полезной составляющей своей внешней среды обитания. Естественным представляется и интерес к МБ со стороны высшей школы, для которой МБ становится все более значимым заказчиком. Вузы, которые не учтут интересы и потребности МБ, просто проиграют конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг.

Возвращаясь к критическим замечаниям в адрес высшего образования, стоит напомнить, что история подобных претензий отнюдь не ограничивается последним десятилетием. Критические выступления и документы по этой проблематике изобилуют теми же темами и в советское время. Не секрет, что и выпускник советского вуза не становился полноценным специалистом в стенах своего учебного заведения. Ему предстояло доучиваться (иногда и переучиваться) на рабочем месте. Давайте вспомним и разнарядки на прием на работу молодых специалистов, и закрепленный законодательством период стажировки, и запрет на увольнение молодого специалиста в первые годы работы… В этом выражается, в частности, и вечное противоречие между обучением и практической деятельностью: предприятия всегда будут упрекать вузы за необходимость адаптации выпускника к практической деятельности, а вузы упрекать предприятия за слабое внедрение достижений науки в практическую деятельность. Эту проблему можно и нужно решать, но вряд ли удастся решить, снять! Особенности нашего времени лишь в том, что общество резко подняло планку требований к специалисту, проблема обострилась.

Функции Высшей школы по отношению к обучению работников МБ целесообразно рассмотреть с позиций непрерывного образования. Если исходить из того, что человек должен учиться всю жизнь, то можно выделить период первичной профессиональной подготовки (когда вуз готовит специалиста из выпускника средней школы) и период образовательного сопровождения (когда вуз осуществляет дополнительное обучение, переподготовку, дополнительную специализацию работающего человека).

Обычно, основное внимание уделяется анализу первого периода. Для повышения качества подготовки специалистов, вузам предлагается набор достаточно очевидных мер: привлечение к преподавательской работе успешных специалистов-практиков, изучение реалий современного отечественного бизнеса вузовскими преподавателями, совершенствование учебных программ и методов обучения, создание связей с действующими предприятиями для организации практики студентов и наполнения учебных задач практическим содержанием и пр. Отметим лишь, что сегодня актуальнее вопрос: "Как это делать?!"

Более интересным, особенно в плане обслуживания МБ, представляется анализ второго периода. Ведь именно в обучении работающего специалиста у нашей высшей школы никогда не было существенных достижений!

Особенностями МБ, которые определяют потребности МБ в обучении, являются: практика совмещения одним работником нескольких производственных функций, требующих разную профессиональную подготовку; необходимость в переподготовке и дополнительной подготовки работников вследствие частых изменений в деятельности предприятия; нехватка средств на оплату работнику обучения в высшем либо среднем специальном учебном заведении; трудности замены временно отсутствующего работника; нацеленность на получение от работника быстрых, конкретных, практических результатов.

Отсюда вытекает потребность МБ в форме обучения: недорогие краткосрочные специализированные курсы (желательно - без отрыва от производства), которые нацелены на получение участником практических знаний и навыков в какой-либо профессиональной сфере. Подобные курсы часто называют тренингами.

Тут уместно сказать и об исключительно удобной для МБ форме обучения - дистанционном обучении в Интернет. Дистанционное обучение не только расширяет круг потенциальных учеников и преподавателей краткосрочных курсов, но создает возможности для организации цикла курсов, курсов достаточно большой длительности. Предприниматели и менеджеры малого бизнеса довольно активно пользуются возможностями Интернет.

Ошибаются те, кто говорит об отсутствии интереса у МБ к обучению. И опросы десятков предпринимателей и менеджеров МБ, которые мы провели, и собственный опыт проведения семинаров для МБ убеждает нас в наличии огромного неудовлетворенного спроса МБ на образовательные услуги. Лишь отсутствие приемлемых продуктов на рынке образования объясняет негативные ответы о потребности в обучении, которые мы видим в результатах анкетирований! МБ уже сегодня платит немалые деньги и за консультации и за тренинги. Но среди продавцов этих продуктов вузов почти нет.

Такая ситуация совершенно необъяснима с позиций коммерческих и социальных интересов вузов. Зато совершенно понятно, что преподаватель, не владеющий своим предметом в должной мере, может читать курс "Маркетинг продаж" годами, но никогда не рискнет провести двухдневный тренинг по навыкам продаж с группой действующих менеджеров по сбыту! С точки же зрения МБ, наличие у преподавателя собственных курсов либо опыта проведения консалтинга - главный признак его компетентности. Наличие в вузе таких преподавателей - главный признак способности вуза подготовить специалиста!

Можно говорить о комплексе выгод вуза, который создает и поддерживает свою систему курсов для МБ:

  • Повышение доходов, дополнительное материальное стимулирование лучших преподавателей;
  • Проверка квалификации преподавателя, элемент системы управления кадрами вуза;
  • Постоянное сотрудничество вуза и преподавателей с действующим бизнесом, возможность знать и изучать актуальные проблемы МБ;
  • Возможность продвижения научных разработок вуза, поиск заказчиков и тем для научно-исследовательской деятельности;
  • Включение вуза в инфраструктуру развития и поддержки МБ;
  • Возможность организации эффективной практики для своих студентов-очников;
  • Повышение рейтинга вуза в среде МБ, повышение привлекательности вуза для абитуриентов.

Оказывается, что решение, предложенное для периода образовательного сопровождения, создает серьезную основу для повышения эффективности и качества услуг вуза в период первичной профессиональной подготовки специалиста!

Нет сомнения и в том, что включение курсов для МБ в стратегию высшей школы потребует серьезнейшей работы всего персонала учебного заведения и многим придется не по вкусу. Гораздо привычнее ожидание административной и финансовой помощи от власти. Но время "торговли дипломами" в нашей стране подходит к концу и высшее образование не сможет игнорировать изменения, происходящие в российском обществе. Хочется верить, что понимание никчемности теоретических знаний без умения и навыка выпускника применить их на практике, прочно закрепится в стенах высшей школы!



 

© 2003, ООО "Экспертиза рисков"