На главную страницуНаписать письмо

Купить этот домен
О проекте
Новости
Обучение
Журнал ЭР
Библиотека
Вопросы и ответы
Разное
Поиск / карта сайта



Рассылка:

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Дистанционное обучение для бизнеса

Беляева Ю.Е.
ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск, студентка

Юдинцев С.П.
ООО "Экспертиза рисков", руководитель IT-проекта "Рискландия"
project@riskland.ru

Доклад на научно-практической конференции
"Роль высшего образования в развитии малого и среднего бизнеса",
г. Архангельск, Международный "Институт управления",
Секция "Непрерывное образование
и успешность предпринимательской деятельности"
27 февраля 2003г.

Дистанционное обучение для бизнеса

Наиболее удобным для действующих предпринимателей и менеджеров малого бизнеса способом дополнительного обучения являются краткосрочные (до 5 дней) курсы и семинары. Однако, такие курсы не могут являться единственной формой организации учебного процесса. Краткосрочность курсов неминуемо скажется на тематике, объеме информации, ограничит возможности участника осмыслить полученные знания, выполнить самостоятельную разработку по теме курсов.

Для преодоления указанных недостатков применяют способ создания циклов обучения, состоящих из краткосрочных курсов с промежутками в один-два месяца. Но такие циклы не очень привлекательны для потенциальных учеников, которым сложно прогнозировать свою занятость на срок больше месяца. В качестве решения этой проблемы может быть предложено дистанционное обучение (ДО).

Речь идет о такой форме обучения, в которой весь процесс, начиная от регистрации участника и кончая итоговым контролем знаний организован в Интернете. Действительно, ДО дает возможность участнику курсов учиться по индивидуальному графику, выбирая удобное для себя время изучения учебных материалов и выполнения контрольных заданий, что позволяет продлить процесс обучения до нескольких месяцев. Дополнительными преимуществами ДО являются: возможность пользоваться услугами высококвалифицированных преподавателей, независимо от их места проживания; стоимость ДО ниже, чем у других форм обучения; в ДО легче, чем при очном обучении включить в другую учебную группу участника, отставшего по каким-либо причинам от своих соучеников. ДО позволяет привлечь к обучению МБ большое количество преподавателей, не отрывая их от основной деятельности и создать многообразие курсов для МБ.

За последние годы в Рунете появилось немало сайтов и учебных порталов, предлагающих ДО. Однако, наш анализ показал, что преобладают предложения учебных заведений, готовящих специалистов с высшим и средним образованием по смешанным формам обучения; дистанционное обучение различным IT- технологиям и предложения дополнительного образования по смешанным формам. Предложений краткосрочных дистанционных курсов и тренингов для бизнеса в Рунете почти нет. Такое положение можно объяснить новизной ДО для России, отсутствием достаточного количества специалистов по ДО, несовершенством законодательства РФ и рядом проблем организации ДО для бизнеса, о которых речь пойдет ниже.

С июля 2002 г. ООО "Экспертиза рисков" ведет деятельность по организации в Интернете виртуального учебного заведения для предпринимателей и менеджеров.

К настоящему времени создан сайт www.riskland.ru, завершается освоение учебного пространства, проходит пробный семинар по основам ДО для первой группы авторов-преподавателей. В апреле планируется начало дистанционных курсов по риск- менеджменту, разработке бизнес-планов, налогообложению и отчетности индивидуальных предпринимателей и некоторым другим аспектам бизнеса.

Изучение ДО и собственный опыт участия и проведения дистанционных курсов, позволяют нам определить проблемы, подлежащие решению в процессе создания эффективного ДО:

  • Осуществление полноценного ДО немыслимо без специального учебного пространства на web-сайте. Попытки обучения с помощью электронной почты либо несколько доработанных обычных сайтов не приносят успеха. В этом варианте ДО сводится к одной из разновидностей классического заочного обучения, имея не только преимущества, но и недостатки по сравнению с последним. Не обладая необходимыми технологическими средствами, преподаватели не могут обеспечить полноценный учебный процесс. Мы используем учебное пространство MimerDesk.

  • Электронный учебник и система автоматизированного текущего и промежуточного тестирования учащихся являются важными, но далеко не главными факторами успеха ДО. Опыт проведения ДО и исследования в этой области выявляют ряд психологических особенностей этой формы обучения, требующих специальной педагогики ДО.

  • Непривычная форма обучения, технические и технологические сложности работы с компьютером и коммуникаций в Интернете способствуют росту страха учащегося перед обучением. Для преодоления этого страха необходима система специальных мероприятий. В этом отношении ДО является самой сложной из известных форм обучения.

  • Процесс подготовки преподавателя к самостоятельной разработке дистантных курсов и проведению занятий достаточно длительный и сложный. Речь идет не только об освоении компьютера, интернет-технологий и работы в учебном пространстве. Преподаватель должен научиться применению этих технологий в учебном процессе, разобраться в особенностях восприятия учащимся информации, поданной в новых формах, разработать собственные педагогические приемы и решения. Нам так и не удалось найти в Рунете учебные пособия либо курсы по основам ДО, которые в достаточной степени готовят организатора или преподавателя ДО к самостоятельной работе.

  • ДО не только предоставляет возможности, но и требует от преподавателя активной инновационной деятельности при разработке учебных занятий и выборе способов контроля результатов обучения.

  • В отличие от других форм заочного обучения, ДО создает благоприятные условия для общения между всеми участниками учебного процесса. Это требует особого внимания к вопросам создания и поддержания благоприятного эмоционального фона для учебного процесса. Например, онлайновые занятия и семинары не очень эффективны, что заставляет некоторых разработчиков вообще убирать чаты из учебных пространств. Но этот способ общения благоприятен для развития личных связей и востребован учащимися.

  • Уверенность многих преподавателей в том, что дистантная форма требует от них меньшего времени для участия в учебном процессе, пока не имеет оснований. В ДО значительно возрастают затраты времени преподавателя на подготовку занятий. Множественные индивидуальные контакты с учащимися "втягивают" преподавателя в личностно-ориентированное обучение, требующее большого объема работы. Особенно велика нагрузка на преподавателя в период собственного обучения ДО и разработки дистантного курса. Преимущество лишь в возможности выбора удобного времени для работы.

  • Несмотря на популярность идеи ДО в преподавательской среде, приток преподавателей в ДО пока крайне слаб. По нашим наблюдениям, знакомство с трудностями и проблемами организации ДО заставляет отказаться от использования этой формы обучения 9 из 10 преподавателей, выразивших намерение разрабатывать свои дистанционные курсы.

Все сказанное лишь убеждает в необходимости серьезного системного подхода к перспективной современной форме обучения.

Активное участие высшего образования в освоении ДО бизнеса будет, на наш взгляд, способствовать не только совершенствованию отечественного бизнеса, но и придаст ускорение процессу совершенствования высшей школы. Поможет вузам занять достойное место в современном российском обществе.



 

© 2003, ООО "Экспертиза рисков"