На главную страницуНаписать письмо

Купить этот домен
О проекте
Новости
Обучение
Журнал ЭР
Библиотека
Вопросы и ответы
Разное
Поиск / карта сайта



Рассылка:

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Педагогические основы дистантного (дистанционного) обучения (ДПК)

Сиденко А.С.

Содержание

Актуальность разработки системы дистантного повышения квалификации (ДПК)
Преимущества дистантных форм обучения перед очными
Педагогическое кредо дистантного педагога
Психолого-педагогические особенности программы дистантного повышения квалификации
Концептуальные положения проектирования и разработки курса ДПК
Основополагающие позиции в организации учебного процесса
Принципы ДПК, положенные в основу организации курсов в системе повышения квалификации
Профессиональные компетенции дистантного педагога
Модель учебного процесса: подходы к организации дистантного взаимодействия
Проблемно-поисковый подход
Коммуникативный подход
Рефлексивный подход
Критерии отбора содержания курса ДПК
Организационный проект запуска процесса ДПК
Прогностический проект запуска процесса ДПК
Рефлексивный проект осуществления процесса ДПК

Педагогические основы дистантного (дистанционного) повышении квалификации

Актуальность разработки системы дистантного повышения квалификации (ДПК)

Актуальность данного исследования вызвана, в первую очередь, кризисным состоянием практики образования, среди многообразия признаков которого особенно можно выделить:

  • отсутствие у большинства работников образования (руководителей районо, директоров школ, руководителей методических служб, завучей и учителей школ, имеющих большую нагрузку, специалистов сферы образования - жителей удаленных территорий) возможностей для повышения своей квалификации с отрывом от производства;
  • неудовлетворенность части педагогов существующими традиционно формами повышения квалификации, режимом работы педагога и слушателя, содержанием и технологиями преподавания;
  • большие экономические затраты на обеспечение целостной системы повышения квалификации при недостаточно высоком качестве, удовлетворяющем и современного педагога и слушателя.

А с другой стороны, нельзя не заметить изменения социального масштаба: компьютеризацию и информатизацию всех сфер жизнедеятельности общества, и в том числе - образования.

Выделившееся противоречие между необходимостью учета возможностей и потребностей слушателей системы повышения квалификации, появлением новых профессиональных задач, стоящих перед работниками образования, и отсутствием разработанной и отлаженной системы повышения квалификации, учитывающей нарастающую информатизацию социальной и образовательной жизни общества, актуализируют данное направление деятельности.

Пока что можно сказать, что разработка системы повышения квалификации, осуществляемой с помощью ИНТЕРНЕТ, или ДПК - дело будущего, одно из стратегических направлений развития образовательных структур, однако осмысливать опыт и двигаться в эту сторону нужно уже сейчас. А для этого важно знать, что же дает дистантная форма обучения, какие преимущества она имеет.

Преимущества дистантных форм обучения перед очными

Дистанционные формы обучения имеют перед очными формами следующие преимущества:

  • экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40 %);
  • коммерческие (дистанционные курсы, технологии и их реализация являются "товаром", потребность в котором возрастает);
  • педагогические (обучение становится более мотивированным и интерактивным, технологичным и индивидуализированным);
  • эргономические (дистантные "слушатели" и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу);
  • информационные (резко возрастает доступность образовательных и педагогических массивов в телеконференциях, списках рассылки, на Web- и FTR- серверах, интерактивных Web-каналах и других средствах сети Internet);
  • коммуникационные (возрастает число потенциальных слушателей, педагогов и специалистов, с которыми возможно взаимодействие по электронным сетям).

Педагогическое кредо дистантного педагога

Повышение квалификации с помощью сети ИНТЕРНЕТ, или дистанционное, или дистантное (ДПК) обучение - всего лишь форма повышения квалификации. Никакой панацеи от всех бед образования за этим не стоит, хотя она имеет в сравнении с традиционным образованием существенные преимущества. Содержание, "упакованное" в эту форму, может быть практически любым, ориентированным на насущные потребности педагогической практики, уровень ее развития, стратегию преобразования, возможности и интересы педагогов и пр.

Дистантная форма повышения квалификации работников образования может быть:

  • альтернативной очной форме повышения квалификации (и быть чисто дистантной с использованием E-mail, режима реального "chat"-взаимодействия, NetMeeting и др.);
  • дополнять ее по отдельным параметрам (когда отдельные лекции, инструктивные письма, нормативная база передаются слушателям по электронной сети);
  • очно-дистантной (при которой доля очных занятий сопоставима с количеством дистантных занятий).

Каждый из уровней представляет работникам образования (участникам курсов) разные телекоммуникационные возможности, с одной стороны, а с другой - требует от участников разный уровень овладения работой в сети ИНТЕРНЕТ.

Но, как известно, результативность образовательного процесса существенно зависит и от личности педагога (дистантного, в данном случае), а именно: от того, какие цели и ценности принимает для себя педагог, как строит образовательное пространство, как организует взаимодействие учащихся в нем, какие незыблемые для себя нормы выбирает…

Ориентируясь на современную стратегию развития образования, мы выбираем для себя (как дистантных педагогов) при построении ДПК педагогическое кредо: сопереживание, содеятельность, сотворчество, взаимное обогащение, взаиморазвитие педагога, проводящего курсы ДПК и участника учебного процесса. Мы предполагаем, что педагог, имеющий такую установку, может организовать деятельность участников эмоционально окрашенную, деятельностную, творческую, продуктного типа.

Психолого-педагогические особенности программы дистантного повышения квалификации

На какой идее строится такое повышение квалификации? Каков замысел воплощения этой идеи в практику повышения квалификации?

Идея, на которой основывается построение современной системы повышения квалификации - дистантное обучение, провоцирующее активную познавательную и творческую (рефлексивную, аналитическую, исследовательскую, коммуникативную) деятельность слушателей через построение особого образовательного пространства.

Воплощение данной идеи зависит от многих обстоятельств.

К замыслу реализации идеи можно отнести:

  1. разработку и апробацию научно-методической продукции:
    • основ построения процесса ДПК;
    • концепции системы ДПК;
    • методологии создания модели ДПК;
    • технологии и методики ДПК;
    • содержания курсовой подготовки в дистанционной форме;
    • системы дистанционных курсов и наиболее оптимальных технологий их реализации;
    • границ применения и оптимальных форм сочетания очного и дистантного обучения;
    • научно-методических и учебных материалов в электронной и бумажной форме, обеспечивающих курсовую подготовку;
  2. информационно- мотивационную работу:
    • поиск заказчиков на обучение с помощью: электронной почты E- mail и Web-системы сети Internet;
    • проведение рекламной кампании;
  3. специальную подготовку дистантных педагогов;
  4. создание (разработку) образовательного сервера, поддержание и расширение его технических и педагогических возможностей для обеспечения системы ДПК;
  5. диагностическую деятельность на местах: (выявление образовательных потребностей; определение технических ресурсов на местах для обеспечения образовательного процесса в режиме телекоммуникаций);
  6. материально-техническое оснащение эксперимента необходимой базой;
  7. правовое (юридическое) обеспечение деятельности системы ДПК.

Мы предположили, что если разработать основы построения процесса ДПК, методологию ДПК, включающую в себя: модель организации учебного процесса; принципы отбора и переструктурирования содержания курсовой подготовки слушателей, обобщенный способ перевода содержания из очной формы в дистантную; методику и технологию проведения дистантных занятий; режим и объем занятий, сочетаемость очной и дистантной формы ПК; пройти специальную подготовку к участию в проекте ДПК; найти материально-технические ресурсы, то это позволит:

  • учесть потребности и возможности определенной категории слушателей;
  • достичь образовательных целей, заложенных в программе ДПК;
  • подготовить психолого-педагогические условия для разработки и введения в региональных институтах повышения квалификации дистанционной формы повышения квалификации и переподготовки кадров (как одного из наиболее перспективных направлений деятельности).

При таком подходе результативность курсов повышения квалификации можно оценить с помощью диагностического инструментария: контрольных заданий, тестов, анкет, типов осуществляемых разработок.

Признаки, на основании которых может производиться оценка результативности курсов:

  • изменения в состоянии участников курса ДПК (в развитии творческих способностей к осуществлению выделенных в программе типов деятельности);
  • изменения в состоянии дистантных педагогов, участвующих в проекте (осознание целесообразности и необходимости разработки и освоения ДПК);
  • изменения в моделях образовательного процесса в региональных институтах повышения квалификации (появление курсов ДПК в планах-расписаниях институтов)

На каких ключевых идеях педагогического и оргдеятельностного характера может основываться построение курса ДПК, или каковы его концептуальные положения?

Концептуальные положения проектирования и разработки курса ДПК

  1. Успешность обучения зависит от наличия у участников мотивов к овладению содержанием дистантного курса.
  2. Создание в учебном пространстве развивающей педагогической среды - особого пространства взаимодействия, в котором участник чувствует себя личностно включенным в диалог с преподавателем, в телекоммуникацию участников - друг с другом.
  3. В курсах ДПК важна концентрация личностного опыта переживания, чувствования, осознания этого.
  4. Курсы ДПК строятся на осуществлении в учебном пространстве поэтапной рефлексии деятельности, которая приводит к развитию у обучаемых потребности к инструментальному (критериальному) приобретению нового опыта.

На каких теоретических позициях строится курс ДПК?

Теоретические основы разработки данного учебного курса составляют работы, связанные с методологией организации деятельности и мышления (Анисимова О.С.), исследованием проблем развития личности (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, Ляудис Л.Я.); результаты практико- ориентированных разработок, направленных на технологизацию учебного процесса (В.В.Гузеева, Г.К.Селевко, Хуторского А.В.); применение развивающих подходов в обучении: природосообразного подхода (Кушнира А.М.), имитационного моделирования (работы А.С.Прутченкова, В.В.Петрусинского, А.А.Тюкова); проблемно-поискового подхода (М.И.Махмутова, А.М.Матюшкина, В.Г.Разумовского, Т.А.Ильиной, Хуторского А.В.); рефлексивного подхода в обучении (Семенова, Анисимова О.С., Рубцова В.В., Чернушевич В.А.) и др.

Основополагающие позиции в организации учебного процесса

  1. Учебный процесс в системе ДПК должен быть организован таким образом, чтобы:
    • стать для его участников событием, обладающим эмоциональным воздействием;
    • вызывать у участника потребность до-осмысления происходящего;
    • стимулировать обучаемых к самостоятельному освоению необходимых знаний, развитию личностно- значимых педагогических умений;
    • передавать минимальные основы необходимых знаний, формировать способы деятельности в проблемной педагогической ситуации;
    • создавать условия для развития профессионально значимых педагогических умений.
  2. Организация учебного процесса основывается на ведущей позиции: деятельность учения в рамках курса должна быть адекватна передаваемым знаниям о способах деятельности.

    (Например, информация об эмпатических способностях педагога вводится через серию упражнений и педагогических миниатюр, в которых участники активно включаются в ситуации, чувствуют свое состояние, воспринимают его, сопереживают, отреагируют эти состояния эмоциями смеха, удивления, растерянности, огорчения; информация о проблемно-поисковом подходе в обучении передается через решение участниками проблемных ситуаций, проблемных задач и создание творческих разработок; теоретические позиции коммуникативного подхода передаются через организацию в учебном процессе диалога, дискуссий и т.д.) Каковы могут быть принципы ДПК?

Принципы ДПК,положенные в основу организации курсов в системе повышения квалификации

Результаты дистантного повышения квалификации, как и любого другого обучения, зависят от основополагающих педагогических принципов, положенных в его основу. Для российского образования с помощью сети ИНТЕРНЕТ характерна проблема отставания в педагогических технологий дистантного обучения от информационных. Можно поставить вопрос: какова особенность педагогики в дистантном обучении? Какая педагогическая парадигма стоит за организацией телекоммуникационных взаимодействий педагога и участников курсов повышения квалификации?

Проведённый анализ показал, что интенсивно развивающаяся система дистанционных телекоммуникаций в школах, а особенно - в вузах, имеет весьма скудное образовательное содержание с репродуктивной, как правило, методикой обучения. Разработка же педагогических технологий на основе принципов, предполагающих личностную креативную деятельность дистантных учащихся еще довольно редка. Опираясь на теорию дидактической эвристики (А.В.Хуторской), а также на опыт организации проектов, курсов и семинаров творческой ориентации, осуществляемых в сети Интернет, можно выявить принципы организации дистанционного обучения креативного типа. К ним можно отнести:

  1. Основой дистанционного обучения креативного типа является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан его участниками. Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок участники создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса.
  2. Следующий принцип устанавливает соответствие внешнего образовательного продукта участника его внутренним личностным приращениям. Система контроля внешних образовательных результатов, которые создаются участниками, позволяет осуществлять непрерывную диагностику их личностного образовательного приращения. Оценка результатов обучения происходит путём сопоставления как минимум двух образовательных продуктов участников, выполненных ими, например, в начале и в конце изучения темы.
  3. Принцип индивидуальной образовательной траектории обучаемых в образовательном пространстве. Возрастание объёма научно-образовательных Интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет роль содержания образования. Дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду.

    Для усиления образовательной роли личности участника на всех методологических уровнях учебного процесса включается система создания или выбора участником: его образовательных смыслов и целей, учебного содержания, доминантных направлений занятий, форм и темпов обучения в различных образовательных областях и др. Сопровождающую роль в образовании участников выполняет очный или дистантный тьютор - педагог особого типа, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую изменяющейся сущности участника учебного процесса.

  4. Эвристическая составляющая дистанционного учебного процесса реализуется на основе принципа интерактивности занятий, осуществляемых при помощи электронных телекоммуникаций. Например, использование Chat-формы проведения дистанционных занятий позволяет способному ученику (и учителю) находиться одновременно в нескольких виртуальных классах и вести обучение более интенсивно, чем это возможно в очном обучении. Совершенно особым образом может быть в этом случае организована групповая работа дистантных учеников, занимающихся в отдельных комнатах Chat'a.
  5. Принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой дистантными участниками образовательной продукции. Возможность демонстрации участниками продуктов своей образовательной деятельности увеличивает число потенциальных участников, что создаёт широкие возможности для обсуждения, развития и экспертной оценки творческих достижений дистантных обучаемых.
  6. Принцип приоритета деятельностных критериев оценки результатов дистантного обучения перед информационными. Творческая ориентация дистанционного обучения предполагает, что оцениваться будет сам процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия участников с педагогом, индивидуальная траектория "прохождения" изучаемых тем, степень отличия предъявляемых результатов от стандартных и общедоступных.

Профессиональные компетенции дистантного педагога

Современное время диктует новые требования к педагогу, осуществляющему образовательный процесс, которые наиболее лаконично можно выразить на языке умений. Какие же умения требуются современному педагогу для осуществления программ ДПК?

Педагогические умения, на развитие которых направлены курсы ДПК

  1. Без умений чувствовать состояние ребенка, сопереживать вместе с ним, или обладать эмпатией современному педагогу не обойтись. Эмпатические способности педагога, в первую очередь, связаны с умением постигать эмоциональное состояние другого человека, проникать в переживания ребенка, сочувствовать вместе с ребенком.
  2. Современному педагогу важны также умения проектировочные, продуктивного типа. И это действительно так. Новое время, новые социальные условия, новый социальный и индивидуальный заказ к образованию диктуют потребность к развитию, динамике, преобразованию. А это значит, современный педагог должен уметь проектировать урок, учебный курс, педагогическую систему, технологию, методику, программу, воспитательное событие, сценарий или другие формы учебно-воспитательной деятельности такой направленности, чтобы для ребенка встреча с педагогом была со-бытием эмоциональным, радостным, интригующим.
  3. Осуществление педагогической деятельности, реализация своего замысла невозможны без развития коммуникативных умений педагога: умений слушать и слышать учеников, понимать их точки зрения, уметь организовывать диалог, дискуссию, вести конструктивную критику, проводить обобщения.
  4. Не менее важными, но незаслуженно умалчиваемыми ранее, являются способности педагога к рефлексии - осознанию уже осуществленной деятельности: своего эмоционального состояния, удач и трудностей в выполнении деятельности, средств и инструментов, используемых в этой деятельности, затруднений и способов решения проблемных ситуаций; к анализу педагогической деятельности.

На развитие этих основных профессиональных компетенций педагога ориентирована деятельностная сторона курса ДПК.

Модель учебного процесса:подходы к организации дистантного взаимодействия

Как строится учебный процесс ДПК? Каковы подходы к его организации? Таких подходов несколько. Рассмотрим их последовательно и постараемся выяснить их компоненты.

Проблемно-поисковый подход

  1. Понятие:
    Проблемно-поисковый подход, применяемый на курсах ДПК, заключается в создании особого пространства учебной деятельности, в котором обучаемый в телекоммуникативном диалоге совершает субъективное открытие неизвестного для себя знания (закона, явления, закономерности, свойства, принципа, приема….); осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
  2. Модель организации учебного процесса
    Модель организации учебного процесса при проблемно-поисковом подходе называется "ОБУЧЕНИЕМ через ОТКРЫТИЕ". Она строится на принципе проблемности, который реализуется как в содержании учебных курсов, так и в процессе его развертывания на дистантных занятиях.
  3. Технологические приемы организации учебного процесса
    • создать в пространстве деятельности участника курсов значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
    • вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания участника процесса ДПК (он должен осознать эти противоречия как проблему);
    • сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
  4. Результативность применения в учебном процессе
    Ее можно оценить с помощью критериев:
    • наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться, смогу ли разрешить проблему);
    • наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере ("Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно...");
    • переживание участником субъективного открытия ("Я сам получил этот результат, я справился с этой проблемой, я вывел закон...");
    • отношение к новому знанию как к личностной ценности ("Мне это очень нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, эти знания мне пригодятся в моей профессиональной деятельности…");
    • овладение обобщенным способом решения проблемных педагогических ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез, проверкой их правильности, получением результата деятельности.
  5. Использование проблемно-поискового подхода в процессе ДПК

Методы обучения при проблемно-поисковом подходе - проблемное изложение; частично-поисковый и исследовательский.

Формы организации учебного пространства - индивидуальные и коллективные. При индивидуальных формах - участник может сам или через локального координатора осуществлять телекоммуникационную связь с руководителями курсов; при коллективных - проектная деятельность становится совместно-разделенной (по функциям между участниками проекта: директором, завучем, учителем, воспитателями, методистами и др. субъектами, участвующими в разработке дистантного образовательного продукта). При этом телекоммуникационную связь может осуществлять как каждый участник, имеющий доступ в ИНТЕРНЕТ, так и через локального координатора.

В совместной деятельности с дистантным педагогом участники образовательного процесса не только усваивают новое для себя знание, но и переживают этот процесс как субъективное открытие неизвестного знания. Учебная деятельность осознается участниками как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к обсуждаемому предмету, помогает самоопределиться и утвердиться в осуществлении дистантного проекта.

Ключевыми понятиями проблемно-поискового подхода являются: проблемная ситуация, педагогическая проблема, творческая задача.

Если обратиться к истокам существования проблемно-поискового подхода, то можно выделить, что проблемно-поисковый подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как проблемное обучение - система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления. Средством управления мышлением становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания.

В истории педагогики проблемное обучение возникло как реакция на схоластические методы - тренировку, запоминание без понимания материала.

Разработкой проблемного обучения занимались многие ученые и практики: Браверман Э.М., Булгаков В.И., Брушлинский А.В., Ильина Т.А., Ильницкая И.А., Ильясов И.И., Кудрявцев Т.В., Лернер И.Я. Матюнин Б.Г., Матюшкин А.М., Махмутов М.И. , Никандров Н.Д., Новиков С.М., Оконь В., Фридман Л., Хуторской А.В.

Коммуникативный подход

Следующим подходом к организации учебного процесса является коммуникативный подход. Посмотрим его особенности.

  1. Понятие
    Коммуникативный подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором участник ДПК активно включается в диалог и полидиалог, высказывает, аргументирует свою точку зрения; понимает альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свое мнение; ведет поиск оснований для общей позиции; формулирует истинную точку зрения, обоснует экспертное суждение в режиме он-лайн или в режиме электронной почты.
  2. Модель организации учебного процесса ДПК
    Педагогика дистантного диалога и полилога. Еще ее называют дискуссионной.

    Модель строится на принципе активизации позиции обучаемого в учебном процессе. Участник включается в организованную дистантным педагогом поисковую деятельность, участвует в коллективном обсуждении точек зрения, ищет и использует информацию для решения проблемно-познавательных задач в ходе телекоммуникации, либо - создает сам творческий продукт.

    При проектировании занятий с применением коммуникативного подхода наиболее целесообразно выбирать темы, в содержании которых заложена противоречивость. Это дает возможность видеть разные стороны явления, процесса, закономерности, решать какую-либо нетиповую ситуацию различными способами и т. д.

    Дискуссионность в обучении может применяться и в процессе развертывания содержания, т.е. отражаться в самой организации учебного пространства.

  3. Технологические приемы организации учебного процесса ДПК:
    • обеспечение положительного эмоционального настроя, создание мотивации учебной деятельности обучаемых;
    • разработка значимой для участника проблемной ситуации, в которой присутствуют противоположные взгляды, альтернативные подходы к возможному решению, оценке, выводу;
    • определение роли (эмоционального характера) участников коммуникации;
    • распределение позиции и характера взаимодействия участников дискуссии: автор, понимающий, критик, ведущий, организатор, эксперт;
    • обеспечение проблемного типа деятельности в процессе учебного познания с помощью задач продуктивного (или творческого) типа;
    • помощь в осознании противоречивости ситуации, овладении способами (или приемами) мыслительной деятельности, необходимыми для их решения.
  4. Результативность курсов ДПК
    Результативность участия в дискуссии проявляется в трех аспектах: эмоциональном (переживание радости новых знаний о себе и о других участниках дискуссии; прочувствование и переживание предмета дискуссии); когнитивном, поведенческом (снятие стереотипов поведения, раскрепощение личности педагога, овладение ориентировочной основой проектной деятельности, его обобщенными способами и алгоритмами).

    Результативность деятельности по созданию творческих продуктов можно оценить с помощью таких критериев, как:

    • положительный мотив дискуссии ("Хочу разобраться; хочу попробовать доказать, что я прав; хочу убедиться, что смогу победить в аргументации своего мнения; хочу найти истину...");
    • положительные изменения в эмоционально-волевой сфере; ("Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно..."); осознание этой деятельности на проводимом занятии личностной ценностью ("Я хочу научиться отстаивать свою точку зрения, мне будут нужны эти знания ...");
    • овладение способом участия в телекоммуникации: умением аргументировано высказывать собственную точку зрения, участвовать в диалоге, понимать альтернативный взгляд, подход; искать истину.
  5. Признаки использования коммуникативного подхода в учебном процессе

    Методы обучения, используемые при коммуникативном подходе: частично-поисковый и исследовательский.

    Формы организации учебного пространства - коллективные: (микрогрупповое, бригадное, групповое) и межгрупповое взаимодействия.

    Позиция педагога: организатор коммуникации, управляющий коммуникацией.

    Деятельность участника: высказывает и защищает свою позицию, понимает и конструктивно критикует другую, ищет истину.

    Ключевые понятия коммуникативного подхода: авторская позиция, позиция понимающего, культурного (или конструктивного) критика.

    Коммуникативный подход в истории педагогики известен еще и как дискуссионный.

    В Российской педагогической энциклопедии вводится понятие дискуссии, выделяющее в зависимости от приоритетности реализуемой функции три области ее применения: социальную, педагогическую, медицинскую.

    Дискуссия (от латинского discus- sio - рассмотрение, исследование) в социальной области - это "способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе".

    В медицине дискуссия используется как "психотерапевтический прием воздействия на позиции и установки субъекта в специально созданной дискуссионной группе".

    В педагогике дискуссия применяется как "метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины".

    Столь разные области применения дискуссии актуализируют необходимость разработать технологию ее применения в повышении квалификации работников образования в дистантных курсах, так как именно здесь, подтвердив и заложив основы развития коммуникативных умений педагогов, развиваются способности организовывать дискуссию и в учебном процессе с детьми при решении различных задач и проблем, при выявлении позиций и установок учеников относительно предмета дискуссии.

    Кроме того дискуссия может быть эффективным способом воспитательной работы в образовательном учреждении, так как именно в ней заложены огромные возможности, позволяющие с помощью яркого, образного слова дойти до сознания человека, помочь осмыслить свои поступки и их возможные последствия. В частности, обсуждение нравственных проблем в форме дискуссии чрезвычайно продуктивно и может преследовать как диагностические, так и конструктивные цели. Диагностические цели помогут выявить уровень нравственного развития участников дискуссии, когда в конкретной ситуации необходимо сделать нравственный выбор. Достижение конструктивных целей направлено на то, чтобы ребята осознали последствия того или иного поведения, приемлемого как для собственного "я", так и для окружающих.

    Ряд исследователей (Анисимов О.С, Алешина Ю.Б., Воронин В.Н., Тышковский А.В., Филиппов А.В., Гузеев В.В., Дзюбенко О.Г., Карпей Ж., Ван Урс Б., Кларин М., Лийметс Х.Й., Прутченков А.С., Л.А.Петровская и др.) отмечают, что в дискуссии наиболее полно представлена возможность моделировать реальные жизненные проблемы, в том числе и особо сложные, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты, а коллективное мышление является основой принятия большинства решений; формировать умение слушать и взаимодействовать с другими участниками; продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений; обучить анализу реальных ситуаций, умению отделять важное от второстепенного и т. д.

    Как видно, функции коммуникации разнообразны, однако ведущая их роль может быть определена довольно однозначно: активизация всех сфер личности - мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой, что особенно важно при организации ДПК.

    Рефлексивный подход

    Рефлексивный подход является непременным условием, позволяющим существенно повысить способность педагога к адекватной самооценке, анализу, экспертизе и созданию нового творческого продукта в системе ДПК. На основе этого подхода развиваются способности участников ДПК к анализу, рефлексии уже совершенной деятельности и осознанию себя в этой деятельности (своих чувств, эмоций, своих затруднений, находок, удач и сомнений…).

    Критерии отбора содержания курса ДПК

    Следующим существенным моментом в создании курсов ДПК является отбор и структурирование учебного материала, требуемого для создания проекта - творческой разработки. Критериями отбора содержания в учебный курс ДПК являются:

    • проблемность содержания (наличие педагогической проблемной ситуации, нереализованной педагогической потребности, педагогического противоречия, затруднения, педагогической проблемы в границах обсуждаемой темы;
    • продуктный характер поисковых заданий, выполняемых участниками курса в рамках обсуждаемой темы дня;
    • возможность существования альтернативных взглядов, точек зрения, способов разрешения и пр.
    • ориентация на насущные образовательные потребности педагогов - участников ДПК.

    Организационный проект запуска процесса ДПК

    Организационный проект запуска включает в себя совокупность действий, необходимых для разворачивания процесса ДПК, отлаживания и экспертизы получаемых результатов. К числу таких действий можно отнести:

    • выявить основы организации ДПК - теоретически-концептуального и практико- ориентированного уровня,
    • построить модель учебного процесса ДПК, провоцирующую активную познавательную творческую деятельность слушателей и ориентированную на деятельность субъектов образовательного пространства в современных условиях;
    • выявить телекоммуникационные возможности территорий заказчиков: наличие электронной почты, E-mail и Web-системы сети Internet;
    • сформировать учебные группы с учетом их телекоммуникационных возможностей;
    • провести курсовую подготовку с учетом уровня подготовки слушателей;
    • провести критериальный анализ результатов обучения; дать оценку учебного процесса ДПК;
    • выявить необходимые условия, границы целесообразности внедрения в массовую практику повышения квалификации модели дистантного обучения.

    Прогностический проект запуска процесса ДПК

    • выявить основы организации ДПК: теоретико-концептуального и практико- ориентированного уровня;
    • построить модель учебного процесса ДПК, ориентированную на проведение ДПК в современных условиях;
    • разработать программу ДПК (на электронных носителях);
    • создать содержание курса, содержание для компакт-диска ДПК;
    • разработать методику (технологию) проведения ДПК (по теме курсовой подготовки).

    Рефлексивный проект осуществления процесса ДПК

    • дать оценку модели учебного процесса ДПК (сочетанию очной и дистантной формы, продолжительности ДПК, содержанию ДПК, технологии ДПК), провести критериальный анализ;
    • провести экспертизу работ участников, подготовить экспертные заключения;
    • выявить влияние работы по педагогической технологии ДПК на различные аспекты состояния и уровня профессионализма педагогов-участников курсовой подготовки.

    

 

© 2003, ООО "Экспертиза рисков"